К списку разделов
Каким должно быть вступление к сочинению
Вступление к сочинению
должно быть очень небольшим - предложения два-три, от силы пять. Никакой
"водички": когда родился, где учился, на ком женился… Время
теперь все ценят, и разговоры "вокруг да около" не нужны.
Итак, вступление
должно быть коротким и обязательно должно выполнять главную задачу - подводить
к теме.
Что должно быть во вступлении?
1. Обстоятельственная ремарка;
2. Мотивация выбора темы;
3. Постановка задачи;
4. Сужение материала.
Не спешите пугаться
терминов. Во-первых, они почти все "самодельные" (самопридуманные),
т. е. их вполне можно заменить другими. Зачем было придумывать? Потому
что у современных молодых людей как-то странно (а может, и не странно?)
устроена голова - с терминами они лучше запоминают.
Термин "обстоятельственная
ремарка" легко понять: ремарка - пояснение, а на какие вопросы
отвечает обстоятельство, знает каждый. Нам из этих "обстоятельственных"
вопросов нужно как минимум три: кто? (кто написал),
что? (что написал, т. е. название произведения
и, хорошо бы, жанр) и когда? (точная дата совсем
не обязательна, можно так: "в тридцатые годы XX века", "на
рубеже веков", "в начале XX века" и так далее).
Термин этот придуман для тех симпатичных
товарищей, которые ухитряются целое сочинение написать, так и не упомянув
ни разу ни имени автора, ни названия произведения. А когда им указываешь
на это, с недоумением говорят: "Ну вот же, в названии сочинения все
написано!"
Запомним очень важную вещь: формулировка
темы в текст сочинения не входит, и начинать сочинение со слов "В
этом романе…", адресуя своего читателя к названию как к первому
предложению текста, нельзя.
Мотивация выбора
темы - это указание на причину (мотив) обращения именно к этой
теме. (Выбрали же вы именно эту тему из всех предложенных! Ну, разумеется,
не надо писать о том, что это единственное прочитанное произведение из
всех предложенных для сочинения…) Рядом должна быть и постановка
проблемы - т. е. формулировка той конкретной задачи, которую вы
в своем сочинении будете решать.
Сужение материала
- это установление (опять- таки мотивированное) тех границ, в рамках которых
вы будете решать поставленную задачу. Ведь у вас всего лишь небольшое
сочинение, а не кандидатская диссертация!
Ах, как много слов! На деле все выглядит
гораздо проще.
Анна Андреевна
Ахматова…Творчество этой великой поэтессы XX столетия вместило много поэтических
шедевров. К ним относится и стихотворение "………".
Вступление самое обыкновенное (если не
сказать банальное, - но мы ведь учимся). И в то же время все в нем на
месте.
Проверим: автор назван? Да. Время?
Указано. Произведение? Тоже. Так, обстоятельственная ремарка есть.
С мотивацией и постановкой проблемы
тоже все просто - к шедеврам прикоснуться всегда приятно.
И сужение материала налицо - из всего
замечательного творчества мы выбираем одно - естественно, самое лучшее
- стихотворение.
А теперь посмотрите на это вступление
еще раз. Такое и семикласснику под силу, правда?
Попробуйте написать несколько таких
вступлений-заготовок к разным сочинениям.
Использованы материалы сайта www.gramma.ru